Локальный акты
Информационная безопасность
Нормативное регулирование
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 139-ФЗ;
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»;
- Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ;
- Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющий вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам обучения;
- Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. № 2471-р «Концепция детской информационной безопасности»;
- Приказ Минкомсвязи России «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 годы»;
- Письмо Минобрнауки России от 14.05.2018 № 08-1184 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями о размещении на информационных стенда, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет»;
- Письма Совета Федерации о проведении Единого урока безопасности в сети «Интернет», цикла мероприятий проекта «Сетевичок» и рекомендации парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедшие в Совете Федерации 17 апреля 2017 года.
Педагогам
Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся
- Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
- Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
- Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
- Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
- Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
- Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
- Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.
- В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
- Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
- Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.
- Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.
Рекомендации по организации работы в информационном пространстве
- Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации.
- Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.
- Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).
- Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.
- Необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости.
- Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.
- Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.
- При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.
- Не используйте в логине или пароле персональные данные.
- Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей.
- Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.
- Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.
- О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.
- Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.
- Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.
- Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.
- Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.
Обучающимся
С каждым годом молодежи в интернете становиться больше, а школьники одни из самых активных пользователей Рунета. Между тем, помимо огромного количества возможностей, интернет несет и проблемы. Эти памятки должны помочь тебе безопасно находиться в сети.
Памятка для обучающихся об информационной безопасности:
НЕЛЬЗЯ
1. Всем подряд сообщать свою частную информацию (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы, а также фотографии свои, своей семьи и друзей).
2. Открывать вложенные файлы электронной почты, когда не знаешь отправителя.
3. Грубить, придираться, оказывать давление - вести себя невежливо и агрессивно.
4. Не распоряжайся деньгами твоей семьи без разрешения старших - всегда спрашивай родителей.
5. Не встречайся с Интернет-знакомыми в реальной жизни - посоветуйся со взрослым, которому доверяешь.
ОСТОРОЖНО
1. Не все пишут правду. Читаешь о себе неправду в Интернете - сообщи об этом своим родителям или опекунам.
2. Приглашают переписываться, играть, обмениваться - проверь, нет ли подвоха.
3. Незаконное копирование файлов в Интернете - воровство.
4. Всегда рассказывай взрослым о проблемах в сети - они всегда помогут.
5. Используй настройки безопасности и приватности, чтобы не потерять свои аккаунты в соцсетях и других порталах.
МОЖНО
1. Уважай других пользователей.
2. Пользуешься Интернет-источником - делай ссылку на него.
3. Открывай только те ссылки, в которых уверен.
4. Общаться за помощью взрослым - родители, опекуны и администрация сайтов всегда помогут.
5. Пройди обучение на сайте "Сетевичок" и получи паспорт цифрового гражданина!
Информационные памятки для обучающихся:
- ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАМЯТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- Как защититься от компьютерных вирусов
- Как безопасно пользоваться сетью WI-FI
- Как безопасно общаться в социальных сетях
- Как безопасно расплачиваться электронными деньгами
- Как безопасно пользоваться электронной почтой
- Как защититься от кибербуллинга
- Как безопасно пользоваться смартфоном, планшетом
- Как безопасно играть ONLINE
- Как защититься от фишинга
- Как защитить свою цифровую репутацию
- Что такое авторское право
Конкурсы и проекты, посвященные цифровому обучению:
Детские безопасные сайты
1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
2. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
4. Детский сайт Президента России http://www.uznai-prezidenta.ru/
5. Детский проект Минприроды России «Капа» http://voda.org.ru/
6. Портал Минкультуры России «Культура.рф» https://www.culture.ru/
7. Портал Минспорта России «ГТО» https://www.gto.ru/
8. Порталы Рособрнадзора «ЕГЭ» (http://www.ege.edu.ru/ru/) и «ОГЭ» (http://gia.edu.ru/ru/)
9. Темы итоговых сочинений (http://topic.ege.edu.ru/)
10. Сайт телефона доверия Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации http://telefon-doveria.ru/
11. Сайт международного квеста «Сетевичок» http://сетевичок.рф
12. Сайт Росмолодежи http://fadm.gov.ru
13. Портал «Персональные данные.дети» http://персональныеданные.дети